Международная научно-практическая конференция «Непрерывное физико-математическое и естественнонаучное образование: состояние, опыт, проблемы, перспективы»

29 апреля 2020 года на базе учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования» состоялась Международная научно-практическая конференция «Непрерывное физико-математическое и естественнонаучное образование: состояние, опыт, проблемы, перспективы» (к 70-летию физико-математического и 30-летию биологического образования в Могилевском регионе).

В работе конференции приняли участие 199 педагогических работников и специалистов образования, представителей администрации учреждений образования и профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования и дополнительного образования взрослых Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины.
Конференция проходила в режиме "онлайн-трансляции" и была представлена работой пяти секций.

В работе первой секции приняло участие 23 человека. Были заслушаны выступления учителей об опыте реализации межпредметных связей в практике преподавания учебных предметов «Химия» и «Биология» (И.С. Авдолян); об использовании интерактивных сервисов и облачных технологий в активизации познавательного интереса учащихся (Т.С. Волкова) и реализации IT- подхода при организации и проведении эксперимента по физике в процессе исследовательской деятельности обучающихся (С.В. Кулешов); о специфике непрерывного физико-математического и естественнонаучного образования в условиях дополнительного образования (М.Н. Шерстинова); о применении метода проектов в формировании исследовательской компетенции учащихся при изучении физики (С.В. Здоронкова) и др.

Различные аспекты совершенствования процесса повышения квалификации педагогических работников физико-математического и естественнонаучного цикла с учетом современных тенденций модернизации школьного физико-математического и естественнонаучного образования были представлены в работе второй секции. В режиме "онлайн-трансляции" выступили девять участников. С большим интересом были восприняты доклады И.П. Кондратьевой об использовании гейм-технологий в процессе повышения квалификации педагогов естественнонаучных дисциплин; Л.В. Тарасенко о районных методических объединениях как эффективной форме работы с учителями; И.В. Штангей о направлениях совершенствования дополнительного образования учителей биологии.

Для участия в работе третьей секции «Дидактические средства реализации современных образовательных технологий в совершенствовании профессиональной компетентности учителей физико-математического и естественнонаучного цикла в процессе повышения их квалификации» было подано 62 материала. 13 человек приняли участие в работе секции в режиме онлайн. Это представители учреждений образования Могилевской и Минской области. На заседании секции были заслушаны и обсуждены вопросы формирования и развития навыков решения расчетных задач по учебному предмету «Химия» и формировании вычислительных навыков учащихся посредством использования авторских карточек тренажеров; о современных видах компетентностных заданий на уроках химии и разработке и использовании разноуровневого дидактического материала на уроках математики, физики, химии; об организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и дидактических возможностях компьютера в обучении математике; о совершенствовании профессиональной компетентности учителей посредством использования сервиса Learningapps.org и мобильного приложения Plicklers; об использовании схем открытия знаний как средства развития экспериментально-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике; о сетевом взаимодействии учителей математики в учреждении профессионального образования и др.

В работе 4 секции «Опыт и перспективы совершенствования системы методико-предметной непрерывной подготовки педагогических работников в отражении естественнонаучных аспектов устойчивого развития Могилевского региона в условиях практико-ориентированного обучения» приняло участие 14 учителей. Были заслушаны и обсуждены 7 докладов: о решении задач с экономическим содержанием для повышения финансовой грамотности учащихся; о домашнем эксперименте как средстве повышения мотивации учащихся к изучению физики; об актуальности развития предметно-методической компетентности учителей физики посредством организации работы творческой группы, в том числе, в условиях работы сельской школы; об использовании мультимедийной презентации в повышении эффективности учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью и др. Особенно большой интерес у участников работы секции вызвали вопросы выполнения школьниками исследовательских работ и информационной поддержки образовательного процесса в средней школе через организацию работы творческой группы, методических объединений. Поэтому глубокий интерес участников вызвало выступление Е. И. Ступчик из г. Барановичи, которая поделилась разработкой творческой группы учителей физики по теме: «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся».

Работа 5 секции была посвящена современным проблемам реализации STEM-подхода в образовательной практике учителей физико-математического и естественнонаучного цикла. Подробнее о работе этой секции можно узнать здесь.

Доцент кафедры педагогики и психологии Леонид Евгеньевич Старовойтов, кандидат физико-математических наук, доцент.